Оформление сайта:
Фон:
Шрифт:
Картинки:
|
Установление прямых деловых контактов, обмен опытом в сфере управления городской инфраструктурой и перспективы реализации совместных проектов, в том числе в сфере судостроения и производства медицинской техники, стали основными итогами визита делегации Свердловской области в Республику Корея.
В 2015 году в Свердловской области искусственное восстановление леса (посев и посадка) предусмотрено на площади 5100 гектаров. Область полностью обеспечена посевным и посадочным материалом для выполнения лесовосстановительных работ.
Проект Федерального закона «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (далее — законопроект) разработан во исполнение подпункта «а» пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 27 ноября 2010 г. N Пр-3464ГС по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации 25 октября 2010 г.
В настоящее время отношения в области социального обслуживания населения регулируются Федеральными законами от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» и от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (далее — действующие законы).
Социальным обслуживанием в Российской Федерации ежегодно охватывается более 34 млн. человек — пожилых граждан, инвалидов, семей с детьми, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Модель организации социального обслуживания, базирующаяся на положениях действующих законов, не позволяет в полной мере удовлетворить потребности населения в социальных услугах высокого качества.
Об этом свидетельствуют региональные различия в объемах прав граждан на социальное обслуживание, в доступности и качестве предоставляемых социальных услуг, а также сохраняющаяся в субъектах Российской Федерации на протяжении длительного времени очередность на получение социальных услуг на дому и в стационарных условиях и другое.
Законопроект направлен на развитие системы социального обслуживания населения в Российской Федерации, повышение его уровня, качества и эффективности. Законопроект предполагает признание утратившими силу действующих законов и формирование единого, интегрированного законодательного акта, регулирующего отношения в области социального обслуживания населения.
Законопроект разработан с учетом норм действующего законодательства и международных обязательств Российской Федерации, результатов анализа практики их реализации, а также опыта нормативного правового регулирования отношений в области социального обслуживания населения в странах СНГ.
Законопроект конкретизирует содержание ряда основных понятий, применяемых в действующих законах, таких как «социальное обслуживание», «социальная услуга», «трудная жизненная ситуация», с целью их единообразного толкования и практического использования, а также предусматривает введение ряда новых основных понятий, к которым относятся: «поставщик социальной услуги», «получатель социальной услуги», «индивидуальная нуждаемость в социальных услугах».
В законопроекте определены основные принципы социального обслуживания. Перечень принципов расширен по сравнению с действующими законами. В него включены такие принципы, как «социальное сопровождение», «максимально возможное продление пребывания получателя социальных услуг в привычной, благоприятной социальной среде», «профилактика трудной жизненной ситуации».
Законопроект устанавливает полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области социального обслуживания населения.
К полномочиям федеральных органов исполнительной власти отнесены: установление основ государственной политики и законодательного регулирования в области социального обслуживания; установление и ведение единой федеральной системы статистического учета и отчетности в данной сфере; утверждение перечня заболеваний, требующих лечения в медицинских организациях государственной и (или) муниципальной систем здравоохранения, наличие которых является основанием для отказа гражданину в социальном обслуживании в стационарных условиях, методических указаний по расчету подушевых нормативов финансирования социальных услуг, примерного положения о порядке признания гражданина находящимся в трудной жизненной ситуации и другие полномочия.
С учетом правоприменительной практики уточнен перечень полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в число которых включены: утверждение регламентов межведомственного взаимодействия органов государственной власти субъекта Российской Федерации в связи с реализацией полномочий в области социального обслуживания, схемы развития и размещения организаций социального обслуживания субъекта Российской Федерации, структур, штатных нормативов, норм питания, нормативов обеспечения мягким инвентарем, площадью жилых помещений при предоставлении социальных услуг в организациях социального обслуживания; формирование и ведение реестра поставщиков социальных услуг и регистра получателей социальных услуг в субъекте Российской Федерации; разработка, финансовое обеспечение и реализация соответствующих региональных целевых программ; утверждение подушевых нормативов финансирования социальных услуг, перечня видов социальных услуг, типов организаций социального обслуживания субъекта Российской Федерации, порядков определения индивидуальной нуждаемости граждан в социальных услугах и предоставления социальных услуг; осуществление государственного контроля (надзора); утверждение типовых форм заявления, договора с гражданином о предоставлении социальных услуг, индивидуальной программы предоставления социальных услуг, предельной величины среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг за плату в субъекте Российской Федерации; обеспечение открытого бесплатного доступа населения к информации о получателях социальных услуг и о социальных услугах, предоставляемых поставщиками социальных услуг, видах, сроках, условиях, порядке их предоставления и стоимости, в том числе через средства массовой информации, включая размещение информации на официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»; установление мер социальной поддержки и стимулирования труда работников организаций социального обслуживания субъекта Российской Федерации, порядка осуществления социального обслуживания на принципах государственно-частного партнерства; организация поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворителей и добровольцев, осуществляющих деятельность в области социального обслуживания; разработка и реализация мероприятий по формированию и развитию рынка социальных услуг, в том числе по развитию негосударственных организаций социального обслуживания, и другие полномочия.
Законопроект содержит перечень оснований для признания гражданина находящимся в трудной жизненной ситуации. Перечень построен с учетом современной практики и норм, зафиксированных в законодательных и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации. Применение унифицированного перечня оснований для признания гражданина находящимся в трудной жизненной ситуации позволит повысить объективность и прозрачность этой процедуры, обеспечит государственные гарантии гражданам, признанным находящимися в трудной жизненной ситуации, на получение социальных услуг.
В законопроекте с учетом практики работы субъектов Российской Федерации изложен перечень основных видов социальных услуг, условия их предоставления.
Законопроект детализирует и конкретизирует требования к организации социального обслуживания. Согласно законопроекту социальные услуги предполагается предоставлять в соответствии с порядками, обязательными для исполнения поставщиками социальных услуг на территории субъекта Российской Федерации, включающими в том числе подушевые нормативы финансирования социальных услуг, стандарты социальных услуг. Законопроект определяет требования к содержанию стандартов социальных услуг.
Применение указанных механизмов в организации предоставления социальных услуг позволит обеспечить единство подходов к социальному обслуживанию населения и повышение его качества как в субъекте Российской Федерации, так и на всей территории Российской Федерации.
Законопроект определяет права и обязанности получателей социальных услуг и поставщиков социальных услуг, предусматривает ведение в субъекте Российской Федерации реестра поставщиков социальных услуг и регистра получателей социальных услуг.
В законопроекте определены условия предоставления социальных услуг на бесплатной и платной основе, категории граждан, которым социальные услуги предоставляются бесплатно и за плату.
Согласно законопроекту социальные услуги в соответствии с государственными заданиями (заказами) предоставляются получателям социальных услуг поставщиками социальных услуг на дому или в полустационарных (нестационарных) условиях бесплатно: детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей; детям-инвалидам; лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных и межэтнических конфликтов; лицам, не имеющим определенного места жительства и занятий; лицам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и (или) передвижению, не имеющим совместно проживающих родственников (иных членов семьи) либо иных лиц, которые обязаны в соответствии с законодательством Российской Федерации обеспечить им помощь и уход, если среднедушевой доход этих лиц на дату обращения, рассчитанный в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, ниже предельной величины среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг за плату, установленной в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации; лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации в связи с социально опасным положением, если среднедушевой доход этих лиц на дату обращения, рассчитанный в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, ниже предельной величины среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг за плату, установленной в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации. За плату указанные социальные услуги предоставляются лицам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и (или) передвижению, имеющим или не имеющим совместно проживающих родственников (иных членов семьи) либо иных лиц, которые обязаны в соответствии с законодательством Российской Федерации обеспечить им помощь и уход, лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации в связи с социально опасным положением, если среднедушевой доход этих лиц на дату обращения, рассчитанный в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, превышает предельную величину среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг за плату, установленную в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации.
В соответствии с законопроектом размер предельной величины среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг за плату устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации с учетом финансовых возможностей субъекта Российской Федерации, но не может быть меньше величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации для соответствующих социально-демографических групп населения.
Размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг на дому или в полустационарных (нестационарных) условиях рассчитывается на основе подушевых нормативов финансирования социальных услуг с учетом фактической стоимости предоставленных социальных услуг, но не может превышать 50 процентов разницы между величиной среднедушевого дохода получателя социальной услуги и установленной в субъекте Российской Федерации предельной величиной среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг за плату.
Социальные услуги в объемах, определенных государственными заданиями (заказами), предоставляются поставщиками социальных услуг в стационарных условиях гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию (за исключением детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей), а также гражданам, находящимся в социально опасном положении, за плату. Размер платы рассчитывается на основе подушевых нормативов финансирования социальных услуг с учетом фактической стоимости предоставленных социальных услуг, но не может превышать 75 процентов среднедушевого дохода получателя социальных услуг, рассчитанного в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с законопроектом типы организаций социального обслуживания устанавливаются субъектом Российской Федерации самостоятельно.
Законопроектом предполагается осуществление межведомственного взаимодействия при предоставлении социальных услуг на основе регламентов, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Законопроект содержит нормы, предусматривающие осуществление контроля (надзора) в области социального обслуживания, в том числе общественного контроля.
Законопроект проходил процедуру общественного обсуждения в сентябре 2011 г. и ноябре 2012 г. и неоднократно рассматривался органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «ОБ ОСНОВАХ СОЦИАЛЬНОГО
ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Положения проекта Федерального закона «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» систематизируют и регламентируют фактически сложившуюся в субъектах Российской Федерации практику организации социального обслуживания населения.
Принятие законопроекта дополнительных финансовых расходов из федерального бюджета не потребует.
1. В связи с принятием Федерального закона «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» потребуется:
дополнение подпункта 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»;
признание утратившими силу:
ПЕРЕЧЕНЬ
НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ
ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ, ПОДЛЕЖАЩИХ ПРИЗНАНИЮ УТРАТИВШИМИ
СИЛУ, ПРИОСТАНОВЛЕНИЮ, ИЗМЕНЕНИЮ ИЛИ ПРИНЯТИЮ В СВЯЗИ
С ПРИНЯТИЕМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «ОБ ОСНОВАХ СОЦИАЛЬНОГО
ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
1. В связи с принятием Федерального закона «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» потребуется признание утратившими силу следующих нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти:
2. В связи с принятием Федерального закона «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» потребуется принятие следующих нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации:
Проектом постановления будет предусматриваться утверждение примерного положения о порядке признания гражданина находящимся в трудной жизненной ситуации, устанавливающего критерии, требования и документы, подтверждающие наличие у гражданина основания быть признанным находящимся в трудной жизненной ситуации, а также механизмы межведомственного взаимодействия при предоставлении этих документов гражданам.
Головным исполнителем по разработке указанного постановления является Минтруд России, соисполнителями — МВД России, Минюст России, Минздрав России.
Ориентировочный срок принятия указанного Постановления — 2014 год;
Проектом распоряжения будет предусматриваться включение в федеральный план статистических работ новых форм официальной статистической информации, характеризующей состояние системы социального обслуживания населения в Российской Федерации и результаты ее деятельности.
Головным исполнителем по разработке указанного распоряжения является Минтруд России, соисполнителями — Минэкономразвития России, Росстат.
Ориентировочный срок принятия указанного распоряжения — 2014 год.
3. В связи с принятием Федерального закона «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» потребуется принятие следующих нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти:
Приказом будет предусматриваться утверждение правил ведения реестра поставщиков социальных услуг в целях обеспечения эффективного предоставления социальных услуг и расходования средств в системе социального обслуживания, а также осуществления контроля (надзора) в области социального обслуживания.
Ориентировочный срок издания данного Приказа — 2014 год;
Приказом будет предусматриваться утверждение правил ведения регистра получателей социальных услуг в целях обеспечения эффективного оказания социальных услуг, оценки результатов их предоставления поставщиками социальных услуг, а также осуществления контроля (надзора) в области соци