Оформление сайта:
Фон:
Шрифт:
Картинки:
ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ ДЛЯ ЛЮДЕЙ С
ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ


при поддержке Министерства социальной
политики Свердловской области
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
ОБЫЧНАЯ ВЕРСИЯ САЙТА
Новости

Установление прямых деловых контактов, обмен опытом в сфере управления городской инфраструктурой и перспективы реализации совместных проектов, в том числе в сфере судостроения и производства медицинской техники, стали основными итогами визита делегации Свердловской области в Республику Корея.

В 2015 году в Свердловской области искусственное восстановление леса (посев и посадка) предусмотрено на площади 5100 гектаров. Область полностью обеспечена посевным и посадочным материалом для выполнения лесовосстановительных работ.

N 473

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «ОБ ОСНОВАХ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Проект Федерального закона «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (далее — законопроект) разработан во исполнение подпункта «а» пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 27 ноября 2010 г. N Пр-3464ГС по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации 25 октября 2010 г.

В настоящее время отношения в области социального обслуживания населения регулируются Федеральными законами от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» и от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (далее — действующие законы).

Социальным обслуживанием в Российской Федерации ежегодно охватывается более 34 млн. человек — пожилых граждан, инвалидов, семей с детьми, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Модель организации социального обслуживания, базирующаяся на положениях действующих законов, не позволяет в полной мере удовлетворить потребности населения в социальных услугах высокого качества.

Об этом свидетельствуют региональные различия в объемах прав граждан на социальное обслуживание, в доступности и качестве предоставляемых социальных услуг, а также сохраняющаяся в субъектах Российской Федерации на протяжении длительного времени очередность на получение социальных услуг на дому и в стационарных условиях и другое.

Законопроект направлен на развитие системы социального обслуживания населения в Российской Федерации, повышение его уровня, качества и эффективности. Законопроект предполагает признание утратившими силу действующих законов и формирование единого, интегрированного законодательного акта, регулирующего отношения в области социального обслуживания населения.

Законопроект разработан с учетом норм действующего законодательства и международных обязательств Российской Федерации, результатов анализа практики их реализации, а также опыта нормативного правового регулирования отношений в области социального обслуживания населения в странах СНГ.

Законопроект конкретизирует содержание ряда основных понятий, применяемых в действующих законах, таких как «социальное обслуживание», «социальная услуга», «трудная жизненная ситуация», с целью их единообразного толкования и практического использования, а также предусматривает введение ряда новых основных понятий, к которым относятся: «поставщик социальной услуги», «получатель социальной услуги», «индивидуальная нуждаемость в социальных услугах».

В законопроекте определены основные принципы социального обслуживания. Перечень принципов расширен по сравнению с действующими законами. В него включены такие принципы, как «социальное сопровождение», «максимально возможное продление пребывания получателя социальных услуг в привычной, благоприятной социальной среде», «профилактика трудной жизненной ситуации».

Законопроект устанавливает полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области социального обслуживания населения.

К полномочиям федеральных органов исполнительной власти отнесены: установление основ государственной политики и законодательного регулирования в области социального обслуживания; установление и ведение единой федеральной системы статистического учета и отчетности в данной сфере; утверждение перечня заболеваний, требующих лечения в медицинских организациях государственной и (или) муниципальной систем здравоохранения, наличие которых является основанием для отказа гражданину в социальном обслуживании в стационарных условиях, методических указаний по расчету подушевых нормативов финансирования социальных услуг, примерного положения о порядке признания гражданина находящимся в трудной жизненной ситуации и другие полномочия.

С учетом правоприменительной практики уточнен перечень полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в число которых включены: утверждение регламентов межведомственного взаимодействия органов государственной власти субъекта Российской Федерации в связи с реализацией полномочий в области социального обслуживания, схемы развития и размещения организаций социального обслуживания субъекта Российской Федерации, структур, штатных нормативов, норм питания, нормативов обеспечения мягким инвентарем, площадью жилых помещений при предоставлении социальных услуг в организациях социального обслуживания; формирование и ведение реестра поставщиков социальных услуг и регистра получателей социальных услуг в субъекте Российской Федерации; разработка, финансовое обеспечение и реализация соответствующих региональных целевых программ; утверждение подушевых нормативов финансирования социальных услуг, перечня видов социальных услуг, типов организаций социального обслуживания субъекта Российской Федерации, порядков определения индивидуальной нуждаемости граждан в социальных услугах и предоставления социальных услуг; осуществление государственного контроля (надзора); утверждение типовых форм заявления, договора с гражданином о предоставлении социальных услуг, индивидуальной программы предоставления социальных услуг, предельной величины среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг за плату в субъекте Российской Федерации; обеспечение открытого бесплатного доступа населения к информации о получателях социальных услуг и о социальных услугах, предоставляемых поставщиками социальных услуг, видах, сроках, условиях, порядке их предоставления и стоимости, в том числе через средства массовой информации, включая размещение информации на официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»; установление мер социальной поддержки и стимулирования труда работников организаций социального обслуживания субъекта Российской Федерации, порядка осуществления социального обслуживания на принципах государственно-частного партнерства; организация поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворителей и добровольцев, осуществляющих деятельность в области социального обслуживания; разработка и реализация мероприятий по формированию и развитию рынка социальных услуг, в том числе по развитию негосударственных организаций социального обслуживания, и другие полномочия.

Законопроект содержит перечень оснований для признания гражданина находящимся в трудной жизненной ситуации. Перечень построен с учетом современной практики и норм, зафиксированных в законодательных и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации. Применение унифицированного перечня оснований для признания гражданина находящимся в трудной жизненной ситуации позволит повысить объективность и прозрачность этой процедуры, обеспечит государственные гарантии гражданам, признанным находящимися в трудной жизненной ситуации, на получение социальных услуг.

В законопроекте с учетом практики работы субъектов Российской Федерации изложен перечень основных видов социальных услуг, условия их предоставления.

Законопроект детализирует и конкретизирует требования к организации социального обслуживания. Согласно законопроекту социальные услуги предполагается предоставлять в соответствии с порядками, обязательными для исполнения поставщиками социальных услуг на территории субъекта Российской Федерации, включающими в том числе подушевые нормативы финансирования социальных услуг, стандарты социальных услуг. Законопроект определяет требования к содержанию стандартов социальных услуг.

Применение указанных механизмов в организации предоставления социальных услуг позволит обеспечить единство подходов к социальному обслуживанию населения и повышение его качества как в субъекте Российской Федерации, так и на всей территории Российской Федерации.
Законопроект определяет права и обязанности получателей социальных услуг и поставщиков социальных услуг, предусматривает ведение в субъекте Российской Федерации реестра поставщиков социальных услуг и регистра получателей социальных услуг.

В законопроекте определены условия предоставления социальных услуг на бесплатной и платной основе, категории граждан, которым социальные услуги предоставляются бесплатно и за плату.

Согласно законопроекту социальные услуги в соответствии с государственными заданиями (заказами) предоставляются получателям социальных услуг поставщиками социальных услуг на дому или в полустационарных (нестационарных) условиях бесплатно: детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей; детям-инвалидам; лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных и межэтнических конфликтов; лицам, не имеющим определенного места жительства и занятий; лицам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и (или) передвижению, не имеющим совместно проживающих родственников (иных членов семьи) либо иных лиц, которые обязаны в соответствии с законодательством Российской Федерации обеспечить им помощь и уход, если среднедушевой доход этих лиц на дату обращения, рассчитанный в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, ниже предельной величины среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг за плату, установленной в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации; лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации в связи с социально опасным положением, если среднедушевой доход этих лиц на дату обращения, рассчитанный в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, ниже предельной величины среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг за плату, установленной в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации. За плату указанные социальные услуги предоставляются лицам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и (или) передвижению, имеющим или не имеющим совместно проживающих родственников (иных членов семьи) либо иных лиц, которые обязаны в соответствии с законодательством Российской Федерации обеспечить им помощь и уход, лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации в связи с социально опасным положением, если среднедушевой доход этих лиц на дату обращения, рассчитанный в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, превышает предельную величину среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг за плату, установленную в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации.

В соответствии с законопроектом размер предельной величины среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг за плату устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации с учетом финансовых возможностей субъекта Российской Федерации, но не может быть меньше величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации для соответствующих социально-демографических групп населения.

Размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг на дому или в полустационарных (нестационарных) условиях рассчитывается на основе подушевых нормативов финансирования социальных услуг с учетом фактической стоимости предоставленных социальных услуг, но не может превышать 50 процентов разницы между величиной среднедушевого дохода получателя социальной услуги и установленной в субъекте Российской Федерации предельной величиной среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг за плату.
Социальные услуги в объемах, определенных государственными заданиями (заказами), предоставляются поставщиками социальных услуг в стационарных условиях гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию (за исключением детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей), а также гражданам, находящимся в социально опасном положении, за плату. Размер платы рассчитывается на основе подушевых нормативов финансирования социальных услуг с учетом фактической стоимости предоставленных социальных услуг, но не может превышать 75 процентов среднедушевого дохода получателя социальных услуг, рассчитанного в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с законопроектом типы организаций социального обслуживания устанавливаются субъектом Российской Федерации самостоятельно.
Законопроектом предполагается осуществление межведомственного взаимодействия при предоставлении социальных услуг на основе регламентов, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Законопроект содержит нормы, предусматривающие осуществление контроля (надзора) в области социального обслуживания, в том числе общественного контроля.

Законопроект проходил процедуру общественного обсуждения в сентябре 2011 г. и ноябре 2012 г. и неоднократно рассматривался органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «ОБ ОСНОВАХ СОЦИАЛЬНОГО
ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Положения проекта Федерального закона «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» систематизируют и регламентируют фактически сложившуюся в субъектах Российской Федерации практику организации социального обслуживания населения.
Принятие законопроекта дополнительных финансовых расходов из федерального бюджета не потребует.

ПЕРЕЧЕНЬ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ, ПОДЛЕЖАЩИХ ПРИЗНАНИЮ УТРАТИВШИМИ СИЛУ, ПРИОСТАНОВЛЕНИЮ, ИЗМЕНЕНИЮ ИЛИ ПРИНЯТИЮ В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «ОБ ОСНОВАХ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

1. В связи с принятием Федерального закона «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» потребуется:
дополнение подпункта 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»;
признание утратившими силу:

  • 1) Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»;
  • 2) Федерального закона от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»;
  • 3) Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 87-ФЗ "О внесении изменения в статью 6 Федерального закона «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» и дополнения в статью 2 Закона Российской Федерации «О стандартизации»;
  • 4) пункта 4 статьи 36 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»;
  • 5) статей 17 и 23 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 15-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности»;
  • 6) статей 56 и 65 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
  • 7) статьи 29 Федерального закона от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием осуществления полномочий Правительства Российской Федерации»;
  • 8) статьи 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 326-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации».

ПЕРЕЧЕНЬ
НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ
ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ, ПОДЛЕЖАЩИХ ПРИЗНАНИЮ УТРАТИВШИМИ
СИЛУ, ПРИОСТАНОВЛЕНИЮ, ИЗМЕНЕНИЮ ИЛИ ПРИНЯТИЮ В СВЯЗИ
С ПРИНЯТИЕМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «ОБ ОСНОВАХ СОЦИАЛЬНОГО
ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

1. В связи с принятием Федерального закона «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» потребуется признание утратившими силу следующих нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти:

  • 1) Постановление Правительства Российской Федерации от 25 ноября 1995 г. N 1151 «О Федеральном перечне гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания»;
  • 2) Постановление Правительства Российской Федерации от 4 декабря 1995 г. N 1187 «О порядке обеспечения специальной одеждой, обувью и инвентарем социальных работников государственных и муниципальных учреждений социального обслуживания»;
  • 3) Постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 1995 г. N 1285 «О порядке участия граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания, в лечебно-трудовой деятельности»;
  • 4) Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1996 г. N 473 «О порядке и условиях оплаты социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания»;
  • 5) Постановление Правительства Российской Федерации от 24 июня 1996 г. N 739 «О предоставлении бесплатного социального обслуживания и платных социальных услуг государственными социальными службами»;
  • 6) Постановление Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2002 г. N 244 «О плате за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов»;
  • 7) Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 15 февраля 2002 г. N 12 (в ред. от 4 июня 2007 г.) «Об утверждении Методических рекомендаций по организации питания в учреждениях (отделениях) социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов»;
  • 8) Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 24 апреля 2002 г. N 29 «Об утверждении Рекомендаций по обеспечению мягким инвентарем граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания»;
  • 9) Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 17 мая 2002 г. N 35 «Об утверждении Положения о порядке заключения, изменения и расторжения договоров о стационарном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов и формы примерного договора о стационарном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»;
  • 10) Приказ Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 15 сентября 1995 г. N 218 «О Порядке и условиях зачисления на социальное обслуживание на дому»;
  • 11) Приказ Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 24 июня 1996 г. N 180 «Об утверждении форм примерных договоров, заключаемых между государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания, предоставляющими платные социальные услуги, и гражданами пожилого возраста и инвалидами, получающими данные услуги, или их законными представителями»;
  • 12) Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 4 июня 2007 г. N 397 "О внесении изменений в Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 15 февраля 2002 г. N 12 «Об утверждении Методических рекомендаций по организации питания в государственных (муниципальных) стационарных учреждениях социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов».

2. В связи с принятием Федерального закона «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» потребуется принятие следующих нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации:

  • 1) Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении методических указаний по расчету подушевых нормативов финансирования социальных услуг».
  • Проектом постановления будет предусматриваться утверждение правил расчета подушевых нормативов финансирования социальных услуг, необходимых для определения их стоимости, учитываемой при определении государственных заданий (заказов) поставщикам социальных услуг, размера ежемесячной платы за предоставление получателям социальных услуг, при формировании индивидуальной программы предоставления социальных услуг гражданину, а также при заключении договора о предоставлении социальных услуг между поставщиком социальных услуг и получателем социальных услуг.
  • Головным исполнителем по разработке указанного постановления является Минтруд России, соисполнителями — Минфин России, Минрегион России и Минэкономразвития России.
  • Ориентировочный срок принятия указанного Постановления — 2014 год;
  • 2) Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении примерного положения о порядке признания гражданина находящимся в трудной жизненной ситуации».

Проектом постановления будет предусматриваться утверждение примерного положения о порядке признания гражданина находящимся в трудной жизненной ситуации, устанавливающего критерии, требования и документы, подтверждающие наличие у гражданина основания быть признанным находящимся в трудной жизненной ситуации, а также механизмы межведомственного взаимодействия при предоставлении этих документов гражданам.
Головным исполнителем по разработке указанного постановления является Минтруд России, соисполнителями — МВД России, Минюст России, Минздрав России.
Ориентировочный срок принятия указанного Постановления — 2014 год;

  • 3) распоряжение Правительства Российской Федерации о внесении изменений в федеральный план статистических работ, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 671-р.

Проектом распоряжения будет предусматриваться включение в федеральный план статистических работ новых форм официальной статистической информации, характеризующей состояние системы социального обслуживания населения в Российской Федерации и результаты ее деятельности.
Головным исполнителем по разработке указанного распоряжения является Минтруд России, соисполнителями — Минэкономразвития России, Росстат.
Ориентировочный срок принятия указанного распоряжения — 2014 год.

3. В связи с принятием Федерального закона «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» потребуется принятие следующих нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти:

  • 1) Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации «Об утверждении порядка ведения реестра поставщиков социальных услуг».

Приказом будет предусматриваться утверждение правил ведения реестра поставщиков социальных услуг в целях обеспечения эффективного предоставления социальных услуг и расходования средств в системе социального обслуживания, а также осуществления контроля (надзора) в области социального обслуживания.
Ориентировочный срок издания данного Приказа — 2014 год;

  • 2) Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации «Об утверждении порядка ведения регистра получателей социальных услуг».

Приказом будет предусматриваться утверждение правил ведения регистра получателей социальных услуг в целях обеспечения эффективного оказания социальных услуг, оценки результатов их предоставления поставщиками социальных услуг, а также осуществления контроля (надзора) в области соци